Шел один старик из селения и встретил юношу. Юноша спросил его:
– Чье это селение? Старик ответил:
– Это селение одного скупого богача. Удивился юноша и спрашивает опять:
– Почему вы называете его скупым?
– А потому, что я живу в этом селении много лет и никогда не видел, чтобы богач ел что-нибудь днем,
И все, кто с ним вместе живет, не знают, когда и что он ест.
– Этого не может быть.
– Нет, зто правда. Пусть я умру, если это ложь. Тогда юноша сказал:
– Я не только разузнаю, какая у жадного богача
– Где тебе, не выйдет у тебя,-ответил старик.- Не один мужчина этого добивался, но уходил ни с чем, а тебе и вовсе не удастся.
– Нет, я сумею,- сказал юноша и пошел в селение.
Поздним вечером незаметно подошел он к задней стене кибитки скупого богача и лег там. Долго лежал. В селении уже все уснули, не спал лишь скупой богач, в его кибитке горел огонь.
Заглянул юноша в щель и увидел: старик палит на огне задние бараньи ножки, а дочь его печет пресные лепешки. Поглядел, поглядел и пошел в кибитку.
Старик услышал шаги и спрятал бараньи ножки под рубашку, а дочь спрятала лепешки
– Шел я к вам в селение и по пути увидел в степи кровожадного змея, как
раз такого, как бараньи ножки под рубахой у старика. Взял камень и ударил им змея. Тогда змей полетел и стал как раз таким, как лепешки под подолом у дочери старика..
Богач испугался, молчит, а бараньи ножки все-таки не показывает. Тогда юноша сказал, что идти ему ночью некуда и потому придется ему здесь переночевать. Нечего делать, пришлось богачу согласиться. Лег юноша, а богач не ложится. Вот богач решил, что юноша уснул, и говорит жене:
– Надо выжить этого юношу, не то он наболтает про нас. До утра я сожгу
его сапоги и утоплю в колодце его лошадь. А сейчас сделай мне еще лепешку, я выйду во двор и съем, а то этот шайтан не даст спокойно поесть. Откуда его только к нам принесло!
На рассвете, когда богач еще спал, юноша встал, взял свои сапоги и поставил их на место сапог богача, а его сапоги поставил к себе, вышел из кибитки, взял черную лошадь богача и обсыпал ее мукой, а свою белую выкрасил черной краской. Вернулся после этого в кибитку и лег спать. Проснулся богач, схватил сапоги, а сапоги-то были его собственные. Потом взял свою лошадь и утопил ее. А подумал, что утопил чужую лошадь. Ранним утром богач будит юношу и кричит:
– Эй, твои сапоги сгорели! Юноша встал и говорит:
– Мои сапоги не сгорели, вон они стоят, я их сразу узнаю, они рваные. Взял свои сапоги и надел. Богач остался без сапог. Тогда богач опять кричит:
– Эй, твоя лошадь утонула! А юноша спокойно отвечает:
– Моя лошадь ученая, у нее хватит ума, чтобы не утонуть в колодце. Вы, старик, ошибаетесь.
– Нет, я не ошибаюсь, пойдем посмотрим. Вышли из кибитки. Юноша обмыл свою лошадь водой, и она опять стала белая.
– Видите, моя лошадь белая, а ваша – черная, значит, зто моя лошадь. Так богач остался без лошади. Побежал он скорее домой и говорит жене:
– Пропал я; дай мне скорее лепешек, я с собой возьму, в степи поем, а то этот шайтан не даст мне спокойно поесть.
Вынула жена лепешки, старик взял и уже хотел положить в карман, да не успел.
Юноша вошел в кибитку и спрашивает:
– Куда это вы, старик, собираетесь?
– На работу иду.
– Ну тогда прощайте.- И протянул старику руку. Нечего делать старику, бросил он со злобы лепешки, схватил косу и выбежал из кибитки. Юноша поднял лепешки, съел, а потом пошел вслед за стариком. Догнал его в степи и говорит:
– Старик, ваша дочь взяла мой. бешмет и никак не отдает, я бы давно уехал из селения.,.
Разозлился старик, испугался, что юноша теперь всем наболтает про его дочь, и говорит:
– Бери, шайтан, и свой бешмет, и мою дочь вместе с ним. Юноша скорее вернулся в кибитку и говорит:
– Старик разрешил мне взять в жены вашу дочь. Если вы не верите, то спросите у него сами.
Старуха кричит, ругается, не отдает дочь. Пришел старик, юноша и говорит ему:
– Старик, мамаша не дает мне в жены дочь…
– Отдай, старуха,- сказал жадный богач,- пусть проваливает отсюда, шайтан.
Юноша взял дочь богача в жены и жил с ней счастливо.
Бурятская Народная Сказка «упрямый Парень».